442060, Пензенская обл, Башмаково рп,
Строителей ул, дом № 22


Регистратура 8 (84143) 4-11-70;
8(84143) 4-13-64;
8(84143)4-21-59.
bashmakovo@health.pnzreg.ru

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ГБУЗ «БАШМАКОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»!



Больной и врач

Болезнь – это нарушение равновесия организма с окружающей средой, выражающаяся в возникновении ненормальных реакций в больном организме и снижении трудоспособности заболевшего человека.

Итак, человек заболел. Лишь немногие болезни поражают человека внезапно, «как гром среди ясного неба».Большинство из них подкрадываются постепенно и незаметно: появляется недомогание, небольшие боли, нарушается аппетит, портится настроение. Иными словами, наступает состояние «жизненного дискомфорта». Ощущения осознаются и формулируются примерно таким образом :»У меня боль…Что бы это могло значить? И что мне теперь предпринять?» С этого момента человек мысленно вступает в борьбу с болезнью. Но много ли знает человек о болезни, тем более, если она у него только недавно возникла? Разумеется, немного.

По долгу службы, образованию и опыту о болезни все или почти все знает врач. Этими знаниями он руководствуется во всей своей деятельности, стремясь найти лекарство не только для тела, но и «для души».

Последние годы не только в специальной медицинской, но и в широкой печати появляются статьи, посвященные медицинской деонтологии. Этим термином обозначают понятие о врачебном долге в самом широком смысле слова, включающем как должностные, так и морально-этические стороны понятия.

Какие же задачи стоят перед врачом в случае возникновения болезни? Прежде всего узнать, что это за болезнь, то есть поставить диагноз. Затем определить, каким образом эту болезнь лечить. Как-будто бы просто для человека со специальным образованием. Но ведь врач сталкивается не с болезнью, а с больным человеком! Встречаются две личности, два до этого незнакомых человека.

Основная предпосылка успешного лечения – завоевание доверия больного. Первая задача врача заключается в том, чтобы ободрить больного, направить его усилия на борьбу с болезнью. Многие на себе испытали, как часто после беседы с врачом исчезают тревога и неуверенность и улучшается самочувствие. В чем же здесь дело?

Известно, что почти всякое соматическое(телесное) заболевание сопровождается нарушениями психики больного. Нередко они при этом образуют порочный круг, взаимно поддерживая друг друга. Именно поэтому врач должен избавить больного не только от самого заболевания, но и от вызванных им нарушений в сфере психической деятельности. Врач вынужден оказывать влияние на психику больного параллельно с проведением лечения больного органа или системы организма. Трудно переоценить всю важность словесного общения между врачом и больным. Именно словесное общение лежит в основе взаимоотношений больного и врача.

Существует ли такое понятие, как ответственность больного перед своим лечащим врачом? К сожалению этот вопрос очень редко ставится среди врачей и почти никогда – перед больными. Нередко случается, что непонимание пациентом ответственности перед врачом прежде всего отрицательно сказывается на здоровье самого пациента.

По характеру, темпераменту, интеллекту люди очень отличаются друг от друга. И, соответственно, различна их реакция на возникновение заболевания.

Некоторые склонны к преувеличенно-пренебрежительному отношению к своим болезненным ощущениям: «Боль? Подумаешь! Она не сильная, пройдет, не сегодня, так завтра. И вообще - некогда мне болезнями заниматься, по врачам ходить!» - и чувствуют себя чуть ли не героями. Другие, наоборот, внимательно прислушиваются к себе : «Что-то кольнуло слева…Уж не инфаркт ли? Что-то давит под ложечкой…Наверное, рак желудка!». И лишь немногие заболевшие относятся к своим ощущениям разумно: убедившись, что болезненные ощущения не мимолетны, не являются «обманом чувств», они отдают себя в заботливые руки врача.

Больные, «бодрячки», пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, к врачу попадают не сразу. Кажется: для них же хуже .Это не совсем так. Во – первых, беречь свое здоровье – долг каждого человека перед обществом, во-вторых поздно обратившийся больной затрудняет работу врача и в диагностике, и в выборе лечения. А ведь многие знают: чем раньше начато лечение, тем оно успешнее.

Не менее убедительны и такие примеры: многие больные берутся рассуждать о своем заболевании с величайшим апломбом, спорят с врачом о диагнозе, требуют назначения новейших, «моднейших» лекарств. Или приходит больной, а иногда и здоровый человек к врачу и требует: «Назначьте мне на рентген, УЗИ или ЭКГ».При попытке врача возразить больному, или даже при попытке разобраться, он нередко сталкивается с прямой грубостью и с высокомерным рассуждением: «Я не хуже вас знаю, в чем нуждается мой организм».Больному кажется, что он доказывает врачу свою осведомленность в медицине, сам не замечая, что не только раздражает врача, но и ставит себя в смешное положение, являясь этаким мольеровским «мещанином во дворянстве».

Иногда мнительность или бытующее мнение и предрассудки побеждают доверие к врачу. Это, как правило наносит тяжелый ущерб больному, в особенности его психике.

Рост общей и санитарно-гигиенической культуры населения вносит новые черты и во взаимоотношения врача и больного. Постоянно растет образовательный уровень людей, они привыкли получать информацию по интересующим их вопросам из различных источников. К их услугам газеты и журналы, радио и телевидение, интернет, самые различные книги, в том числе и специальные медицинские справочники. Больные часто обращаются к этим источникам раньше, чем к врачу. В результате, по выражению академика Б.Е.Вотчала, «возникает интерференция знания с полузнанием». Это «полузнание», «нахватанные верхушки» бывает хуже незнания, так как подрывает доверие к врачу.

Что же делать? Не читать, не слушать, не смотреть? Конечно, пользоваться массовыми источниками информации нужно. Но, во-первых, надо пользоваться только популярной литературой, а не рассчитанной на специалистов-медиков, во-вторых, прочитав что-нибудь, что, как вам кажется, относится к вашему заболеванию, следует пойти на прием к своему лечащему врачу и не предпринимать ничего без его совета.

А может быть, в наш век технического прогресса вообще ни к чему рассуждать о контакте и взаимном доверии больного и врача, о силе врачебного авторитета и врачебного слова…Пусть врач назначит все необходимые исследования, а потом компьютер сделает выводы. Может профессия врача и вовсе отживает свой век? Прежде чем назначить больного на любые даже самые сложные и современные исследования, врач должен его подробно расспросить и осмотреть, на основании своих знаний и опыта предположить у него то или иное заболевание или несколько похожих по симптомам заболеваний. Результаты целенаправленных исследований, назначенных после этого , позволяют врачу поставить окончательный диагноз. В случае сомнения врач всегда может посоветоваться со старшими коллегами или узкими специалистами. И все это время врачу необходима поддержка со стороны больного но, к сожалению, врач не всегда её имеет.

А вот пример других затруднений. Мнительный больной идет к врачу с затаенной мыслью, что это «не тот врач, который сумеет мне помочь».Как правило, он еще до встречи с врачом опросил всех соседей и знакомых о своем часто еще только воображаемом заболевании, заглянул в справочники и журналы. И вот уже не врач расспрашивает больного, а больной «допрашивает» врача: «Не считаете ли вы, что у меня рак? Вы читали статью об этом заболевании в последнем номере журнала «Клиническая медицина»? Вы сможете меня направить в Москву, в клинику профессора N?» и ни какие попытки врача возразить, что не только этого заболевания он не находит, но даже и заподозрить его нет никаких оснований, уже не принимаются во внимание. Вывод больного : «Так я и знал, этот врач мне ничем не поможет».И начинаются поиски «непререкаемых авторитетов», «знаменитостей» сначала в области медицины, а потом и среди представителей «народной медицины», а попросту говоря, знахарей. И начинается трата денег на бесполезные, хорошо еще, если безвредные, самодельные настойки, мази, припарки. А драгоценное время уходит, и болезнь, не воображаемая, а настоящая, подтачивает организм.

Пора уже отказаться от предрассудков и полностью довериться своему лечащему врачу. Ни бабки-ведуньи прошлого, ни «разумные машины» будущего никогда не заменят больному врача, его внимания и теплого сочувствия.

Стремиться к тому, чтобы взаимоотношения врача и больного с самого начала были теплыми и доверительными, должен и врач, и больной.

И еще.К врачу надо обращаться не только при уже возникшем заболевании. Ведь недаром говорится : «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Врачи всегда готовы вам помочь, дать советы о здоровом образе жизни, рациональном питании, занятиях физкультурой и спортом и т. д.

Врач-хирург
Ревин А.А.

Новости

К работе приступил врач-хирург

22.11.2024 В поликлинику Башмаковской районной больницы, благодаря программе «Земский доктор», трудоустроен врач-хирург- Васильев Игорь Михайлович. В 1978 году специалист окончил Военно-медицинский факультет при Горьковском медицинском институте по специальности «Лечебно-профилактическое дело» в квалифика ...

Автопарк Башмаковской районной больницы пополнился новым автомобилем

22.11.2024 Автопарк Башмаковской районной больницы пополнился новым автомобилем, полученного в рамках реализации региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения Пензенской области на 2021-2025 годы» национального проекта «Здравоохранение. ...

Сохраняем семейные традиции

21.11.2024 В среду, 20 ноября, Пензенская областная организация Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в рамках «Года семьи» чествовала многодетные медицинские семьи. Семья врача-инфекциониста Башмаковской районной больницы вошла в число 28 многодетных семей со всего региона, ...

Полезные ресурсы

Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения
«Башмаковская районная больница»

442060, Пензенская обл, Башмаково рп,
Строителей ул, дом № 22

Телефон: +7 (84143) 4-12-44

E-mail: crbbash@mail.ru